Подходы к формированию стратегии у
корпорации и у старт-апа разные. Какие нюансы стоит учесть, чтобы любовно
взлелеянная идея не умерла, едва превратившись в новое дело?
Предположим, вы открываете свое
дело. Возможно - боссы, закройте уши! - для этого вам даже не придется уходить
с текущей работы. Один известный предприниматель продолжал работать в крупной
корпорации даже тогда, когда месячная прибыль его собственного бизнеса
превысила его годовой доход в компании, - днем его жена собирала дома
компьютеры, а вечером он развозил их клиентам. Вдохновляет? Так вот,
предположим, вы открываете свое дело. Конечно, вам понадобится стратегия.
Учтите, что в старт-апе она отличается от уже действующей компании. Каким же
образом?
К тому времени, как возможность
будет полностью изучена, она может полностью исчезнуть
Корпорации буквально помешаны на
планировании. Если менеджер крупной компании не может в любой момент, опираясь
на результаты всесторонних изысканий, доложить начальству, что он и его
сотрудники будут делать через полгода, это воспринимается как нонсенс. Для
старт-апа же нонсенс - долгое и кропотливое изучение обстановки для составления
подробного долгосрочного плана действий. У начинающей компании нет ресурсов на
масштабные исследования спроса, рынка и тому подобного. Правила победителя
таковы:
Быстро познакомиться со всеми имеющимися возможностями
и отсеять бесперспективные.
Тщательно изучить оставшиеся. Прежде всего - небольшое
количество важных моментов.
Не отделять друг от друга действие и анализ. Не ждать,
пока появятся ответы на все вопросы, и в случае необходимости быть готовым
сменить курс.
Вам не нужен анализ общей
экономической ситуации в мире с расчетом корреляций между временем восхода
солнца на Гавайях и покупательной способностью жителей Исландии, чтобы понять,
какие идеи сработают, а какие лучше сразу отбросить. Вы же изучили ситуацию,
прежде чем затевать свой бизнес, правда? Информации, которой вы уже владеете,
вполне достаточно для принятия решения. Поверьте себе.
Чтобы компания выжила и получила
прибыль, нужны одновременно и творческая идея, и умение воплотить ее в жизнь
Вы придумали революционный продукт
или предвосхитили тенденцию? Отлично! Теперь самое время гениально реализовать
идею, особенно если ее легко скопировать. Исключительное качество реализации
компенсирует даже неоригинальность замысла, а умение делать быстро и хорошо для
старт-апа часто важнее блестящей стратегии. Более того, и инвесторы считают,
что в стратегии нет ничего сложного, а вот тактика, то есть ежедневное
принятиерешений по управлению компанией, - другое дело. А
залог тактических успехов - это люди. То есть вы - да, лично вы - и ваша
команда. В команде же особую роль играет человек, который будет заниматься
финансами. Если вы согласны, что финансовый менеджер должен пристально следить
за всеми операциями и создать адекватную систему контроля, то, скорее всего,
вам удастся осуществить ваши намерения и создать жизнеспособное предприятие.
Если вы нацелены на масштабный
бизнес, вам как хозяину потребуется умение управлять компанией на каждой из
стадий ее развития. На первом этапе вы делаете все сами - участвуете в
разработке продукта, продаете его и так далее. Потом вы нанимаете других, чтобы
делать это, - но они подчиняются лично вам, поэтому вы каждую минуту в курсе
всего происходящего. А затем, если все идет хорошо, у людей, которых вы наняли,
появляются - слой за слоем - подчиненные, и вы уже руководите компанией,
узнавая о ситуации на местах из третьих рук. В каждый из этих периодов вам
нужны навыки руководства разного типа. Идеальный «отец-основатель» может
успешно руководить компанией со старта и до своего ухода на покой. А еще он
прекрасный менеджер, потому что без управленческого таланта и навыков компания
просто развалится. Предприниматель без управленческой жилки - всего лишь
промоутер. Отличная идея, если она не
воплощена в жизнь, остается всего лишь отличной идеей, а классный менеджер -
беспроигрышный вариант. Если стратегия не работает - он придумает новую, если
конкуренты берут за горло - он найдет свой «голубой океан». Но ведь вы-то уже
менеджер со стажем, так что у вас все получится!
Нет единственного типа идеального
предпринимателя
Есть много трудов, анализирующих
качества, нужные для успеха на ниве предпринимательства. Забудьте их все!
Неважно, какой у вас тип личности, - в любом случае у вас есть шанс добиться
успеха. Удачливым предпринимателем может быть человек коммуникабельный или
молчаливый, с аналитическим или интуитивным складом ума, осторожный или смело
идущий на риск. Главное, чтобы свой стиль у вас был, а ваша компания его
чувствовала. И важно, чтобы ваш характер соответствовал характеру вашего дела.
Поэтому в первую очередь четко сформулируйте:
Каких целей вы хотите достичь. Предпринимателю-революционеру, решившему перевернуть
целый мир, придется быть практически сверхчеловеком - энтузиастом,
организатором, лидером и «многостаночником», способным держать все под
контролем. Бизнесмену, работающему на небольшом сегменте рынка, скорее
пригодится мастерство договариваться об использовании чужих ресурсов по
своим правилам и способность ненавязчиво «втереться в доверие» к
потребителю. А тому, чей бизнес - спекуляции на колебаниях цен,
понадобится умение быстро реагировать, торговаться и привлекать средства
на своих условиях.
Какие внешние изменения дают вам преимущества. Революционеру и «нишевику» легче в новой или
меняющейся отрасли, чем в сформировавшейся: не слишком продвинутые
конкуренты и потребители терпимы к неопытным продавцам и несовершенным
товарам, а дефицит помогает получить прибыль. Спекулянту открывают
возможности для поживы внешние перемены вроде падения цен на недвижимость
или электроэнергию.
Какие средства конкуренции вам доступны. В фармацевтике, гостиничном бизнесе или производстве
потребительских товаров доходность компании во многом зависит от активов,
которыми она владеет или которые контролирует, - инновационной технологии,
продукта или стратегии, патентов, местоположения, бренда. Козырем
консультантов, инвестиционных банкиров и специалистов по управлениюинвестициямиможет стать эксклюзивное обслуживание по
индивидуальному заказу, энергия, талант продавца, контакты,
профессиональная репутация. В любой отрасли, где значим эффект масштаба,
предпринимателю понадобится умение формировать команду звезд и эффективно
управлять ею.
Пережить неизбежные разочарования на
тернистом пути к успеху помогает любовь к избранному делу
Оцените риски и выгоды вашего
потенциального бизнеса по сравнению с другими проектами. Выявите узкие места и
подумайте, как вы будете выкручиваться, если порвется именно там, где тонко.
Например, если у вас ограниченные финансовые ресурсы, лучше выбрать не
капиталоемкое начинание, а дело, которое быстро принесет денежную отдачу. Ищите
варианты, в которых риск ошибки невелик, а простые операции потребуют низких
издержек. И остановитесь на каком-то одном проекте - едва ли вы потянете
несколько начинаний сразу.
Пусть бизнес соответствует тому, что
вы цените и любите делать. Представьте, чем вам придется пожертвовать, чтобы
достичь цели, - эта жертва не должна быть чрезмерной. Общее правило: ваша
компания должна давать вам такой доход и такое моральное удовлетворение,
которые пресекут ваше сожаление о других нереализованных возможностях. Ваши
личные предпочтения определяют облик вашего бизнеса. Если вы не горите желанием
изменить мир и не готовы к жестоким провалам, не ввязывайтесь в революционные
авантюры. Если вы мечтаете о миллионах и миллиардах, не занимайтесь консалтингом
или оказанием рекламных услуг - это дело не требует больших начальных
инвестиций, но и в качестве отдачи принесет скорее удовольствие от общения и
просто приличный доход, чем истинное богатство. Если вам не нравится заключать
сделки, полагаясь на удачу, и шокировать публику, не становитесь спекулянтом.
Если выходишь на беговую дорожку,
нужно верить в свою способность прийти к финишу первым, кто бы ни бежал рядом с
тобой
Прежде всего - начните! Решительный
шаг рождает уверенность и в вас, и в тех, кого вы хотите видеть своими
соратниками. Ключевые сотрудники и инвесторы часто идут за тем, кто сделал
подобный шаг: «ага, если этот человек ушел ради этого с престижной работы или
потратил на это кучу денег, или уже зарегистрировал компанию - значит, это
серьезно, он верит в свое дело, значит, и нам можно верить ему; пора идти за
ним, а то можно многое упустить». И пусть ваша уверенность порой близка к
самоуверенности - главное не лгать себе и не подтасовывать действительное под
желаемое, вовремя распознавать неточности и корректировать курс. Тогда ваша
решимость окупится сполна.
И не надо постоянно оглядываться по
сторонам в попытках подтвердить свою правоту внешними данными. Будьте только
готовы:
начиная высокотехнологичный бизнес - в любой момент
утратить лидерство из-за свежей инновации конкурентов;
выходя на быстро меняющийся рынок - не зацикливаться на
долгосрочной стратегии, больше внимания уделять операционному анализу
планированию;
занимаясь спекуляциями - определять тренды и
возможности придержать активы до момента, когда их можно будет продать с
прибылью;
зарабатывая деньги на постоянной деятельности, а не на
правах собственности - наилучшим образом использовать любой мимолетный
шанс.
Все данные, которые вы собираете,
должны помогать вам решать именно эти, главные для вас задачи. Остальные
сведения, как бы полны и красивы они ни были, вам не нужны - не тратьте ресурсы
на их получение.
Конечно, вам нужна стратегия. Только
помните, что бизнес - это не космический корабль, рассчитать все заранее невозможно.
Общаясь с людьми, вы будете пытаться заинтересовать их своим продуктом, и их
реакция подскажет вам, куда лучше повернуть. Естественно, не у каждого нужно
идти на поводу, но почти наверняка вам придется несколько раз менять стратегию
по ходу дела.