Идеи для бизнеса: 10 самых необычных (часть первая)
12:06
Чтобы преуспеть в бизнесе, который
кажется слишком оригинальным, а потому бесперспективным, необходима пресловутая
незашоренность мышления и готовность к риску. У необычных видов
предпринимательства есть ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с привычными
видами деятельности. Среди прочих — невысокий порог вхождения в бизнес, а также
отсутствие конкуренции на рынке. Мы выбрали десять оригинальных идей малого
бизнеса, которые были относительно успешно воплощены за рубежом, и попросили
наших экспертов оценить возможность их применения в Украине.
Клиенты: предприниматели и менеджеры разных мастей
Данные о доходе: по неофициальным данным, с 1999 по 2006 год
компанией реализовано 120 тыс. пар носков в 25 стран мира. Предположительно
годовой оборот составляет более $1,5 млн
Идея: В 1994 году выпускник университета швейцарец Сэми Личти
работал в рекламном агентстве. Однажды ему предстояла встреча с японскими
партнерами в чайной, где по традиции нужно снимать обувь. Там и выяснилось, что
носки у Сэми непарные, да к тому же дырявые. Он сидел в позе лотоса, стараясь
уложить ноги так, чтобы ни японцы, ни присутствовавший на переговорах босс не
заметили его носков.
Через месяц у Сэми появилась идея, давшая старт его
необычному бизнесу. Он решил осуществлять доставку носков по подписке в
интернете. Вместе с другом Марселем Рот он создал компанию BlackSocks («Черные
носки»). На сайте компании мужчинам предлагается сделать выбор: носки или
гольфы. Цвет выбрать нельзя, все они только черные. Затем оформляется подписка,
и клиенты получают по почте носки в подарочной упаковке. Частота доставок разная:
три, четыре или шесть раз в год. В каждом комплекте три пары. Ежегодная
абонентская плата — от EUR69. Дороговизну носков основатели компании объясняют
их высоким качеством: носки производят на севере Италии, используя пряжу
высшего качества.
Комментарий: Олег Кравчук, заместитель
начальника отдела продаж АОЗТ «Украина» (ТМ «Легка хода»)
—
В целом описанная выше бизнес-идея применима для любого товара. Но я
считаю, что подобный бизнес вряд ли сможет прижиться в Украине. Мне известно,
как несколько лет назад некие предприниматели пытались реализовать трикотажную
продукцию, в том числе и носки, через рассылку по каталогу. Но их попытки не
увенчались успехом. Виной тому было отнюдь не качество продукции и каталогов, а
проблемы с доставкой товара. Сомневаюсь, что «Укрпошта» сможет гарантировать
доставку товара на дом, причем в срок, без лишних проволочек. Получать посылки
с носками в почтовом отделении, выстаивая длинные очереди, вряд ли понравится
даже очень терпеливому предпринимателю. Поэтому, создавая подобный сервис в
наших условиях, его идейным вдохновителям наверняка придется позаботиться и о
собственной службе доставки. Но в таком случае реализация данной бизнес-идеи потребует определенных
капиталовложений.
Бизнес-идея 2: сплошной позитив
Кто: Берт Джекобс
Клиенты: оптимисты
Данные о доходе: в 2007 году прибыль составила $100 млн
Идея: позитивное отношение к жизни — такова концепция бренда
одежды Life is good, разработанная Бертом Джекобсом и его братом Джоном. В 1994
году братья напечатали надпись Life is good и логотип на футболках тестовым
тиражом в 48 штук и стали продавать на улицах Бостона из старенького фургона.
Футболки закончились через 45 минут. Джекобсы решили, что ключ к их богатству —
внушение оптимизма. Сейчас продукция Life is good продается более чем в 4500
торговых точках США и 27 странах мира. У компании 93 фирменных магазина.
Ассортимент бостонского предприятия сейчас включает в себя большое количество
товарных групп, начиная с головных уборов и бижутерии и заканчивая подстилками
для собак.
Комментарий: Лев Гофман, основатель Креативного Бюро
—
Не думаю, что на футболках с надписью «Жизнь прекрасна» в Украине получилось бы
заработать $1 млн. Хотя бы потому, что сейчас многие рекламные компании
эксплуатируют подобные изречения. Не уверен, что этот слоган понравится нашим
потребителям.
Бизнес-идея 3: а был ли ключик?
Кто: имя основателя компании неизвестно
Клиенты: деловые люди с плохой памятью
Данные о доходе: NewYourKey создана несколько месяцев назад.
Данные о доходах не доступны
Идея: нью-йоркская компания NewYourKey за небольшую ежегодную
плату хранит копии ключей клиентов в безопасной камере и может доставить по
первому требованию. Если клиенты потеряли ключи от квартиры, автомобиля или
офиса, им стоит позвонить в компанию, и запасные ключи будут доставлены в
течение часа, независимо от времени суток и места нахождения клиента. Для
дополнительной безопасности при создании профиля пользователя от клиентов
требуется имя, пароль и фотография, чтобы злоумышленник не мог получить чужие
ключи.
Комментарий: Сергей Харчук, владелец
туристической фирмы «Рутения-Тур» и компании «Спортивные и культурные
инициативы»
—
С удовольствием бы воспользовался данной услугой. Только за прошлый год я
дважды приглашал представителей лицензированной компании по вскрытию квартир,
которые в течение 30 секунд открывали замок при помощи специальных аэрозолей и
отмычек. Стоимость данной услуги — $50. Кстати, замок после такого
вмешательства следует заменить. Уверен, что бизнес на хранении копий ключей был
бы востребован в Украине. Главное, чтобы деятельность такой компании была
сертифицирована Министерством внутренних дел. Если бы мне предложили выступить
в подобном проекте пассивным инвестором, скорее всего, я бы согласился.
Бизнес-идея 4: работница-некрестьянка
Кто: Керри Киллинг
Клиенты: женщины
Данные о доходе: известно, что оборот A Woman’s Touch
достигает 1,2 млн фунтов в год, а Керри Киллинг готовится к запуску программы
франчайзинга
Идея: компания A Woman’s Touch («Женское прикосновение»)
выполняет малярные, штукатурные, кровельные, плотницкие, слесарные,
электромонтажные и другие работы. Особенность в том, что на заказы выезжают
высококвалифицированные, надежные и обходительные мастерицы. Керри Киллинг,
бывшая сотрудница инвестиционного банка, решила, что женский коллектив,
конкурирующий в исконно мужских сферах деятельности, не может не выделяться и
не стать заметным на рынке. Основатели компании считают, что многие
клиенты-женщины чувствуют себя более комфортно, доверяя ремонт своего жилища
женщинам. Доказательством тому служат частые отзывы об эффективности,
пунктуальности и чистоте выполняемых работ. A Woman’s Touch предоставляет
услуги по строительству и ремонту зданий: от подготовки и согласования
проектной документации до декоративной отделки помещений и проведения
коммуникаций. При этом забота о доставке материалов, необходимых для проведения
работ, тоже ложится на женские плечи. Правда, обратив внимание на страничку
«Знакомьтесь с командой» на сайте компании, можно увидеть, что среди ее
сотрудников двое мужчин: главбух и строитель. Кстати, главный совладелец
компании тоже представитель сильного пола.
Комментарий: Сергей Теплов, директор департамента
персонала и организационного развития корпорации «Золотые Ворота»
—
Признаться, не вижу в этом бизнесе особой фишки, которая способствовала бы
быстрому продвижению. Я много лет прожил в Америке и прекрасно понимаю, почему
там возникла данная бизнес-идея. Но в нашей стране нет пресловутой
борьбы за эмансипацию, украинским женщинам не надо никому доказывать свое
равенство с мужчинами. Возможно, разрабатывая свою бизнес-идею,
основатели A Woman’s Touch подразумевали некий психологический контекст.
Дескать, женщинам-клиенткам значительно легче найти общий язык с
женщинами-исполнительницами. Но даже в этом случае не вижу целесообразности
описанного выше сервиса. Современные строители-мужчины выполняют свою работу
качественно, а в общении обходительны и корректны. Следует учитывать и то, что
некоторые виды работ женщины не смогут осилить физически. К примеру, проводку
электросети, установку сантехники или систем обогрева.
Бизнес-идея 5: голод не тетка
Кто: Кэтрин Кейн
Клиенты: меломаны с плеерами iPod
Данные о доходе: когда прибыль компании HungryPod превысила
$100 тыс., Кэтрин Кейн привлекла в свой бизнес специалиста по маркетингу.
Идея: 24-летняя Кэтрин Кейн зарабатывает, заполняя объем памяти
плееров iPod. Все началось с того, что один из знакомых предложил ей за $500
оцифровать свою коллекцию CD-дисков и закачать полученные файлы на его плеер.
Отыскав еще двоих желающих воспользоваться данной услугой, она получила
стартовый капитал — $1500. Вскоре Кэтрин обнародовала расценки на свои услуги:
$1,75 за каждый из первых закачанных 50-ти дисков и $1,5 за последующий.
Комментарий: Максим Мищенко, менеджер по проектам
Гала Радио
—
Скорее всего, речь идет о студенческом или даже школьном бизнесе. Его целевая
аудитория — дети богатых родителей, готовые платить $500 за то, чтобы не
тратить время на заполнение объема памяти плеера. Вполне возможно, что в нашей
стране бизнес-идея Кэтрин Кейн нашла бы свое применение. Количество iPod
и плееров других производителей увеличивается с каждым днем. Но независимо от
объема памяти мини-проигрывателя стоимость услуги не должна превышать 500 грн,
иначе обслуживание плеера обойдется дороже, чем он сам. Думаю, уже через год у
нас начнут появляться пункты, где будут заполнять объемы памяти плееров разного
типа и модификаций. Правда, заинтересовавшимся данным видом бизнеса следует
уточнить у специалистов: не будет ли их деятельность трактоваться как
тиражирование лицензионных дисков, что строго запрещено законом.